Главная » Футурология, Электросми

Интернет-манифест

9 сентября 2009 Комментариев нет Юрий Аксенов

manifesto1Вот за что обожаю буржуев, так это за тягу к разнообразным манифестам и декларациям. Которые пишутся по делу, или без дела. 15 немецких журналистов решили написать бумагу под названием интернет-манифест. Кто эти люди, не знаю, но если верить The Guardian, то манифест «полетел». Как на уровне здравого смысла, так все понятно и, где-то, правильно. Непонятно только, почему он появился именно сейчас. Возможно, из-за великого туземного праздника (оказывается, на днях был День журналистской солидарности). Перевод — под катом.

1. Интернет разнообразен
Он оказывает влияние на различные публичные сферы, ведение бизнеса и культурные традиции. Медиа должны адаптировать свою деятельность к сегодняшним реалиям вместо того, чтобы игнорировать, или пытаться их изменить. Они обязаны разработать лучшие формы журналистики, основанные на доступных технологиях: новые продукты и методы работы.

2. Интернет – это медиа-империя в кармане
Веб изменил мир медиа, разрушив цеховые связи и олигополии. Создание и распространение контента больше не зависят от многомиллионных инвестиций. К счастью, журналистика теряет свою функцию замочной скважины: люди получили огромное количество альтернативных источников. Единственной отличительной чертой журналистики станет качество.

3. Интернет – это наше общество
Сайты, которые наполняют пользователи (вроде Wikipedia или YouTube), стали частью повседневной жизни большинства людей. Они так же доступны, как телефон, или телевизор. Если медиа-компании хотят остаться в живых, то им необходимо понять стиль жизни людей и принять удобные им инструменты коммуникаций. Попросту говоря, вернуться к базовым формам общения и начать диалог со своими читателями.

4. Свобода интернета нерушима
Открытая структура интернета сформировала базовые законы цифрового общения и, следовательно, журналистики. Эти законы не могут меняться в угоду деловым, или политическим интересам. Вне зависимости от этого, блокировка доступа к интернету ограничивает права людей на информацию.

5. Интернет – это победа информации
Из-за неадекватных технологий, до последнего времени информационные потоки контролировали медиа-компании, исследовательские центры, общественные и другие организации. Сегодня каждый человек с помощью поисковых систем может организовать собственные информационные фильтры. Человек получил лучшие инструменты доступа к информации, чем когда бы то ни было.

6. Интернет изменил журналистику
При помощи интернета журналистика может реализовать свои общественно-образовательные функции по-новому. Информацию можно транслировать вживую, показывая ее изменения. Тем, кто хочет выжить в новом мире информации, нужны новый идеализм, новые журналистские идеи и радость от использования нового потенциала.

7. Сеть нуждается в связях
Ссылки – это связь. Мы узнаем друг друга по ссылкам. Те, кто не использует их, выпадает из общения. Это касается сайтов традиционных издательских компаний.

8. Ссылки поощряют, цитаты украшают
Поисковые системы и агрегаторы повысили качество журналистики: они существенно облегчили доступ к контенту и стали частью новой информационной среды, основанной на связях. Ссылки и цитаты, сделанные без согласия, или поощрения источника, сформировали культуру сетевого общения. Ее нужно защищать независимо от обстоятельств.

9. Политика перемещается в интернет
Демократия жаждет участия и свободы информации. Перенос политических дискуссий из традиционных медиа в интернет и вовлечение в нее все большего количества участников – одна из новых задач журналистики.

10. Свобода прессы сегодня означает свободу мнения
Интернет стирает границы между любителями и профессионалами. Поэтому привилегии журналистов должны распространяться на всех, кто исполняет журналистские функции. Попросту говоря, разница должна быть не между оплаченной и неоплаченной журналистикой, а между хорошей и плохой журналистикой.

11. Больше значит больше – информации не бывает слишком много
Когда-то институты наподобие церкви пугали валом нефильтрованного информационного шума после появления первых печатных изданий. На другой стороне баррикад были памфлетисты, энциклопедисты и журналисты, которые доказали, что доступ к информации обеспечивает дополнительную свободу личности и общества. Сегодня ничего не изменилось.

12. Традиции – это не бизнес-модель
В интернете можно зарабатывать на журналистском контенте. Тому есть много примеров. Но, поскольку в интернете высококонкурентная среда, бизнес-модели нуждаются в адаптации. Никому не следует пытаться избежать этой адаптации, лоббируя сохранение статус-кво. Конкуренция нужна журналистике для диверсификации источников доходов.

13. Копирайт становится гражданским долгом в интернете
Копирайт – краеугольный камень информационной структуры интернета. Права создателя контента незыблемы. В то же время, авторские права не могут ограничивать разработки новых моделей дистрибуции контента, или лицензирования. Право собственности влечет обязанности.

14. В интернете множество валют
Зарабатывающие на рекламе сайты раздают контент бесплатно, привлекая широкую аудиторию. Время читателя, зрителя, или слушателя дорого стоит. В журналистике такая модель долгое время была основной. Необходимо разработать другие модели.

15. Все опубликованное остается в Сети
Интернет выводит журналистику на качественно новый уровень. В онлайне тексты, звуки и картинки больше нельзя считать мимолетными. Они остаются навсегда. Журналисты должны это учитывать разрабатывая истории, их толкования и внося коррективы. Ошибки нужно признавать публично.

16. Качество остается главным
Интернет разоблачил генетически модифицированные продукты. Долгосрочные перспективы есть только у тех, кому верят. Пользователи стали более взыскательными. Журналисты должны учитывать это.

17. Все для всех
Веб усовершенствовал инфраструктуру коммуникаций, по сравнению с эрой масс-медиа. «Поколение Wikipedia» может оценить достоверность источников, отследить источники новостей, исследовать их – в одиночку, или в содружестве с другими пользователями. Журналистов, которые с пренебрежением относятся к этим навыкам, такие пользователи не воспринимают всерьез. Это правильно. Интернет обеспечивает коммуникации непосредственно с получателями информации – читателями, слушателями и зрителями – и использовать их знания. Востребованы не те журналисты, кто это знает, а те, кто общается и исследует.

Фотка украдена позаимствована здесь.

Popularity: 21% [?]

1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд (2 голосов, средний: 5.00 из 5)
Loading ... Loading ...

Leave your response!

You must be logged in to post a comment.